МБОУ Школа №3 г.о. Самара

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №3 с углубленным изучением предметов
имени Героя Советского Союза В.И.Фадеева» городского округа Самара

 

Что такое функциональная грамотность

Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Естественнонаучная грамотность  отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Под креативным мышлением  понимают способность к продуктивному творческому подходу.

Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций,  и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) ССЫЛКА

[свернуть]

План работы (Дорожная карта)  по организации деятельности МБОУ Школа № 3 по формированию и оценке ФГ обучающихся на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности обучающихся» для 5-9 классов (2019)

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности обучающихся» для 5-9 классов (2023)

Методическое сопровождение программы внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности  ССЫЛКА

Ссылки на тренировочные задания

Читательская грамотность ССЫЛКА
Математическая грамотность ССЫЛКА
Естественнонаучная грамотность ССЫЛКА
Глобальные компетенции ССЫЛКА
Финансовая грамотность ССЫЛКА
Креативное мышление ССЫЛКА
Региональные мониторинги степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся Самарской области ССЫЛКА
Открытый банк заданий ФИПИ для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) ССЫЛКА
Материалы по проведению международного исследования PISA-2018 в образовательных организациях ССЫЛКА
Открытые задания PISA ССЫЛКА

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности ССЫЛКА

[свернуть]